?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Next Entry
Молоковоз-Богатырь. Краткая историческая справка.
vladslav82
Подошла к завершению постройка модели молоковоза на базе тягача МАЗ-64227 и полуприцепа МАЗ-9389, прототипом которого послужил автопоезд, курсирующий в начале 90-х годов между поселком Уваровка (Можайский район Московской области) и Москвой. Рассказ о тягаче уже был в ЖЖ ранее, но все же немного напомню, почему я решил его сделать.


Довольно часто утром, отдыхая летом в деревне, я брал велосипед, ехал на местный небольшой молокозавод и любовался диковинной техникой, попутно делая заметки, чтобы потом зарисовать этот автопоезд.

Сам молокозавод в начале 2000-х перестал работать, но здание еще стоит. Прошлым летом удалось сделать несколько кадров того, что от него осталось.
Территория и главное здание молокозавода.

Вид на завод сзади. На месте белой пристройки, которой раньше не было, останавливались молоковозы для наполнения цистерн.

Подъездная дорога (видны въездные ворота на территорию).

Дорога довольно узкая. Не представляю сейчас, как могли на ней разъехаться молоковозы. Заполненные молоком грузовики ехали от завода в подъем, поэтому, несмотря на то, что минский тягач был рассчитан на такие грузы, но ехал он очень медленно, чем я и пользовался, чтобы бегом догнать молоковоз и прокатится на задней лестнице полуприцепа несколько метров.
Вообще молоковозы на завод приезжали разные: ГАЗ-53 (самые частые), ЗиЛ-130 с прицепом, КамАЗ-5410 с полуприцепом, КамАЗ-53212 с прицепом и СуперМАЗы с полуприцепами. Их я тоже рисовал, но гораздо менее детально.

В памяти больше всего остался именно герой рассказа. Сам тягач МАЗ-64227 выпущен в 1987 году и был оснащен ярославским восьмицилиндровым дизелем мощностью 320 л.с. Вообще эта модификация выпускалась довольно в узкий промежуток времени: с 1985 года по 1988 год. От ранних СуперМАЗов внешне модель отличалась новым бампером, подножками и воздухозаборником, но облицовка кабины осталась старой.
Полуприцеп был очень необычен, он построен силами Автокомбината № 6 Главмосавтотранса на базе полуприцепа контейнеровоза МАЗ-9389 (1990 года выпуска).

Благодаря информации от бывших сотрудников предприятия и коллегам на форумах удалось выяснить некоторые факты.
Внешняя обшивка надстройки полуприцепа скрывала под собой семь емкостей от стандартных молоковозов на базе МАЗов 500-ой серии (АЦПТ-11). В одну емкость вмещалось примерно 3,8 тонны молока, т.е. этот полуприцеп перевозил примерно 26-27 тонн молока за один рейс. Емкости были расположены поперечно на основании от двух стандартных 20-ти футовых контейнеров, которые были объединены вместе.
В 80-90х годах в нашей стране не было молоковозов большой вместимости для дальних перевозок, а потребность в них была. Силами работников комбината было изготовлено примерно три десятка полуприцепов грузоподъемностью от 19 (5 секций) до 27 тонн (7 секций). Делались они из нескольких старых полуприцепов меньшей грузоподъемности. Все полуприцепы и прицепы, которые закупал комбинат, приходили на предприятие желтыми и уже на месте перекрашивались в белый фирменный цвет. Для необычной раскраски техники на комбинате был специально приглашенный художник.

Общие виды автокомбината (кадры из художественного фильма «Право на выбор» 1984 года, главным местом действия которого является 6-й Автокомбинат), расположенного на ул. Добролюбова в Москве.



Ниже фото молоковозов с 5-ю и 6-ю секциями.




На 6-ти секционный полуприцеп у предприятия даже есть авторское свидетельство.

Небольшой сюжет "23 тонны за рейс" об одном из молоковозов предприятия есть в киножурнале «Сельское хозяйство», № 11 за 1983 год.

Еще молоковозы комбината можно увидеть в фильме «Двадцать эмблем на стекле.. .» (1981 год), рассказывающем о проведении в Москве конкурса водителей "За безопасность движения".

Вообще эти молоковозы часто бывали на разных промышленных выставках СССР в первой половине 1980-х годов, было несколько статей в прессе.
Например, статья «Молоковоз-Богатырь» в журнале «За Рулем» №3 за 1982 год.

Чтобы вместить 7-ю секцию, надстройка полуприцепа немного выступала за габариты рамы.
К сожалению, фотографий зарисованного мной автопоезда мне не удалось найти, да и вообще информации о данных молоковозах достаточно мало.
Вот несколько фото, которые удалось найти, практически аналогичного, но более раннего молоковоза с тягачом МАЗ-6422.
Фото из журнала «Смена», № 10 за 1983 год

Фото из архива агентства ТАСС (выставка «Научно-технический прогресс» 1985 года).

Фото из личного архива С. Бутранова (автор фото А. Хватов).

Фото из книги “Специализированный подвижной состав для грузовых автомобильных перевозок”.

Фото, представленное М. Шелепенковым на rcforum.ru.

Собственно, опираясь на эти фото и информацию о стандартном контейнеровозе МАЗ-9389, я и делал свою модель.
В начале 90-х годов автокомбинат был приватизирован и преобразован в ЗАО «Молавто».
А примерно через 10 лет на предприятии сменилось руководство и подвижной состав был распродан (на балансе предприятия находилось более четырехсот транспортных средств). Позже появилась возможность закупать полуприцепы большой грузоподъемности за границей, к тому же Вологодский машиностроительный завод стал выпускать большие автоцистерны из нержавейки. Так постепенно, белоснежные автомобили сошли на нет.

Жаль, что информацию об уникальном подвижном составе, который не просто был сделан силами предприятия, но и действительно работал на дорогах страны, сейчас очень сложно найти.

Далее будет процесс постройки модели полуприцепа.


  • 1
Информация действительно интересная. Жаль, что с машинами поступают так, как это принято у нас в стране.
Ждем поста о модели:-)!

Да, печальное завершение истории. Иногда про опытные машины больше информации, а тут даже несколько штук даже на дорогах работали. Пост обязательно будет.

И так везде. У нас в городе ранее куча ЛиАЗов-677М и ПАЗов-672М работало, а потом раз - и как корова языком. Сгнили уже все, наверное.

Но фотографий этих автобусов полно, хотя и масштаб выпуска совсем иной.

Я в том смысле, что скоро уже не останется "живых" оригиналов совсем.

Интересная история.

Тогда в детстве не думал, что это такой уникальный автопоезд. Эх, был бы тогда у меня фотоаппарат.

Печальная история не только у легендарного трудяги-молоковоза, но и у коллектива, который его создал и эксплуатировал. Рейдерский захват успешного предприятия, которое являлось крупнейшим налогоплательщиком в городе на тот момент, распродажа всей спецтехники, которая в случае чрезвычайной ситуации, могла бы снабжать москвичей питьевой водой и молоком. Мелкие фермы не могли позволить себе покупку молоковозов для доставки молока в Москву, как результат, ваш заброшенный завод и сотни таких предприятий вокруг Москвы, уничтожение мясо- молочной промышленности во всех близлежащих областях, под угрозу была поставлена продовольственная безопасность страны

Да, действительно, очень все печально получилось с предприятием. Учитывая его масштаб, наверняка еще и многие сразу остались без работы. А уникальные цистерны наверно распилили на части.

Добрый день Владислав!Прочитал ваш рассказ о Автодоркомбинате 6 и сразу вспомнились те года.Спасибо большое,что,кто нибудь , я имею ввиду вас посвятил свой рассказ этой теме, теме перевозки молока.
Случилось так,что свою трудовую деятельнось я начинал именно с этого Автокомбината 6.Вспомнились многие сотрудники автокомбината.Слесаря,водители и многие работники ИТР.Вспомнил начальника производства Прядко,маляра Валерия по прзвищу Муля., Сварщика Александра Корсикова.С ним мы ездили на соревнования по лыжам, за автокомбинат.Инструктор физкультуры была Ирина.Вспомнил слесарей ТО-2, Катушкина,Романова,слесарей из цеха ремонта Николая Петюкина, кладовщика Дулина Александра Ивановича.Водителей вспомнил!Водоевича Виктора,Полекашина Александра,Бушмина, Богданова Валерия.....! Да разае всех перечислишь!А если вспомнить,как Нежин Сашка агитировал меня вступить в партию.Я отказался.Пришлось мне однажды беседовать с главным инженером Карапетяном Камо Гургеновичем.Скажу откровенно,что очень умныйи был инженер!Очень хорошо разбирался в технике.
Если вспомнить,как начинали делать первый полуприцеп для перевозки молока.Мы ее называли подводная лодка!Это первый прицеп,который мы тогда сделали.А до этого на комбинате была огромная бочка импортного производства.Она осталась от тягача Уник.На этом тягаче работал Чаусов Василий.Первый супермаз достался именно ему,потому,что эту бочку не каждый маз смог утянуть.Много рассказывать нет времени,поэтому остановлюсь.Еще раз спасибо!

Доброго вечера! Спасибо за теплый отзыв и небольшой рассказ. С информацией по комбинату и молоковозам помогли сотрудники предприятия Сергей Бутранов и Наталья Юдченко. В интернете мало, что удалось найти. Сергей еще и помогал советами в постройке модели молоковоза в масштабе 1:43. То, что в итоге получилось, можно тоже посмотреть в моем ЖЖ: http://vladslav82.livejournal.com/26577.html. К сожалению, сам я на автокомбинате не был и видел молоковоз только в пос. Уваровка, когда он приезжал на молокозавод для заправки молоком. Даже спустя примерно 25 лет впечатляют размеры этого молоковоза и то, какое внимание уделялось на автокомбинате внешнему виду техники.

Дорого вечера Владислав!Я тоже загорелся сделать несколько экземпляров моделей молоковозов.Что получится не знаю,но обязательно вам напишу и пришлю фотки.

Приветствую! Очень любопытно! С удовольствием посмотрю как за процессов, так и результатом.

Дорого вечера Владислав!Я тоже загорелся сделать несколько экземпляров моделей молоковозов.Что получится не знаю,но обязательно вам напишу и пришлю фотки.

  • 1